Минтруд разъяснил, как нанимать сотрудников без военных билетов. Отсутствие этих документов не должно являться препятствием в трудоустройстве, но об отсутствии военного билета компания обязана сообщить в трехдневный срок в военный комиссариат.
Количество случаев, когда работники не предоставляют военный билет, участилось, считает Марина Буянова, профессор Финансового университета при Правительстве РФ. Поэтому минтруд выпустил письмо, в котором разъяснил, что наем сотрудников без этих документов не является нарушением, добавляет она.
“Документ воинского учета включен в список обязательных документов, предъявляемых при заключении трудового договора. Но при отсутствии такового работодатель не имеет права отказать в трудоустройстве”, – говорит Светлана Черемисова, старший менеджер по кадровому учету “СКБ Контур”.
За отсутствие военного билета компания может быть оштрафована максимум на 5 тыс. руб., уточняет Буянова. Но с 1 октября штрафы вырастут. За несвоевременную отправку сведений, необходимых для ведения воинского учета, работодателю будет грозить штраф в 40-50 тыс. руб. Самые большие штрафы компания может получить, если при мобилизации не обеспечит вручение повестки сотруднику и его явку в военкомат: 400-500 тыс. руб.
В последнее время работодатели стали настороженнее относиться к кандидатам без военных билетов. “Вряд ли компания будет рисковать и нанимать сотрудника, который имеет высокие риски быть призванным”, – поясняет Виктор Ляшок, старший научный сотрудник лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы ИНСАП РАНХиГС.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Письмо
№ 14-6/В-960 | 14.08.2023 |
Вопрос: О приеме на работу при отсутствии документов воинского учета.
Ответ: Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России рассмотрел в пределах компетенции письмо N 07/23-031 о возможности трудоустройства без документов воинского учета и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в письме, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
Законодательством Российской Федерации обязанность осуществления воинского учета работников возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и на их должностных лиц (подпункт 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне”, подпункт 11 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации”, статья 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Закон N 53-ФЗ)).
В соответствии с частью первой статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) документы воинского учета при заключении трудового договора предъявляют военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу. Именно эти две категории граждан подлежат воинскому учету в организациях (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 (далее – Положение)).
В качестве документов воинского учета, на основании которых ведется воинский учет в организациях и заполняются карточки формы N 10, в пункте 28 Положения названы:
– удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (так называемое приписное свидетельство), – для призывников;
– военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета – для военнообязанных.
Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства. Более того, положения действующих нормативных правовых актов позволяют заключить, что возможен прием на работу граждан, обязанных состоять на воинском учете, без соответствующих документов. Так, в соответствии с подпунктом “б” пункта 32 Положения работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления направлять необходимые сведения в том числе о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, у которых в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (решения Ленинского районного суда г. Владимира от 12 октября 2011 г. N 2-2709/2011, Вилючинского городского суда Камчатского края от 13 декабря 2011 г. N 2-959/2011). Однако в этом случае работодатель, в соответствии с подпунктом “г” пункта 30 Положения, обязан предоставить военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета.
В случае если обнаружено, что у работника отсутствует военный билет, то лицо, ответственное за ведение воинского учета в организации, обязано в двухнедельный срок направить в военный комиссариат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять.
Директор Департамента
оплаты труда, трудовых отношений
и социального партнерства
М.С.МАСЛОВА
Источник: https://www.klerk.ru/print/580967/, https://rg.ru/2023/09/18/sluzhebnyj-dolg.html.
Фото из свободных источников.