Рабочая группа Госдумы по совершенствованию трудового законодательства и законодательства о занятости продолжает свою работу.Сообщить об опечатке
На прошлой неделе в Государственную Думу были внесены подготовленные нами поправки в Налоговый кодекс, приводящие его в соответствие с нормами принятого нами в прошлом году закону о занятости населения.
Также на прошлой неделе мы с представителями всех сторон социального партнерства – правительства, профсоюзов и объединений работодателей – обсудили изменения в Трудовой кодекс, о которых мы договаривались в ходе работы над законодательством о занятости.
Во-первых, мы решили дополнить 115 статью Трудового кодекса нормой, которая закрепляет ежегодный основной оплачиваемый отпуск для работников, являющихся инвалидами, продолжительностью не менее 30 календарных дней.
Во-вторых, мы договорились закрепить в статье 158.1 Трудового кодекса основные направления борьбы с просроченной задолженностью по заработной плате. В частности, предполагается создание межведомственной комиссии, в которую в обязательном порядке в каждом субъекте Федерации войдут представители сторон социального партнерства. Они будут обобщать информацию об имеющейся просроченной задолженности, о рисках, возникающих в связи с этим, будут вырабатывать дорожную карту для покрытия долга по зарплате, принимать меры для предотвращения его образования: например, такие комиссии будут иметь право заслушивать тех работодателей, у которых возникли сложности с оплатой труда, простой или остановка производства.
В-третьих, подготавливаемые нами поправки затрагивают регулирование предоставления труда работников частными агентствами занятости или иными юридическими лицами. Напомню, что в России запрещен заемный труд, то есть сдача работников в аренду другому работодателю с целью уклонения от предоставления социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством. Тем не менее, в ряде случаев закон разрешает временное использование работников со стороны. Например, замену временно отсутствующего человека – ушедшего в армию мужчины или ушедшую в отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет женщины, или направление людей в организацию, которая заведомо временно – на срок до 9 месяцев – увеличивает число сотрудников для проведения сезонных работ, распродаж и тому подобного.
Есть люди, которые особо нуждаются в такой временной работе, прежде всего учащаяся молодежь или лица, освободившиеся из мест лишения свободы, которым нужно получить рабочий стаж прежде чем работодатели будут серьезно смотреть на них. Все эти граждане должны получать такую же зарплату, как и штатные работники, занимающие аналогичные должности, принимающая сторона должна обеспечивать их рабочим местом, средствами производства, при необходимости проводить инструктаж по технической безопасности и, наконец, те организации, которые направили их на такую временную работу, должны осуществлять контроль за тем, как она проводится.
Мы особо оговорили, в каких случаях временное направление на работу запрещается. Нельзя будет направлять работников в организации, на которых проводится забастовка: временные работники не должны использоваться в качестве штрейкбрехеров. Также будет запрещено использовать работников со стороны в организациях, начавших процедуру банкротства, если там возник простой или имеет место сокращение рабочей смены, рабочей недели.
Кроме того, запрет будет действовать в отношении опасных производственных объектов I и II класса и в отношении организаций, условия труда на которых отнесены к вредным (3 или 4 степени). Наконец, нельзя будет временно занимать рабочие места, наличие которых является необходимым условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, на этих позициях должны трудиться только штатные сотрудники. Таким образом, нашим законопроектом предусматриваются гарантии, благодаря которым временное задействование чужих работников не будет превращаться в запрещенный заемный труд.
В-четвертых, в нашем законопроекте будет закреплено право Роструда проверять выполнение федеральных отраслевых соглашений в том случае, если министр труда и соцзащиты принял решение, что данное соглашение распространяется не только на те предприятия и организации, которые участвовали в его выработке и подписании, но и на всю отрасль, в том числе на компании, где нет профсоюзов или работодатели которых не входят ни в какие объединения. Такое изменение повышает статус соглашения: его исполнение фактически будет проверяться как закон или подзаконный акт.
Мы договорились, что до конца января будет подготовлен окончательный текст данного законопроекта, после чего те же авторы, которые вносили законопроект о занятости населения, направят новый документ на рассмотрение Государственной Думы.
Источник: https://rg.ru/2024/01/23/novye-izmeneniia-trudovogo-kodeksa.html.
Фото из свободных источников.