• Севастопольская, 8
  • +7 (978) 995-10-50
  • fnpkrym@yandex.ru
  • Горячая линия: +7(978)995-10-50

  • Заказ обратного звонка

    7 + 6 =

  • Обращение ON-LINE

  • ВКонтакте

  • Одноклассники

  • Telegram

  • Viber

  • WhatsApp

  • YouTube

ЧТО ИЗМЕНИТ В ШКОЛАХ ЗАКОНОПРОЕКТ О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ

Июн 29, 2023 | Федеральные

Пояснительную записку к законопроекту о труде в школе разработчики документа начинают словами одного из основоположников педагогики в нашей стране Константина Ушинского – о том, что воспитание, если оно желает счастья человеку, должно приготовить его к “труду жизни”. Так ли это и насколько именно такое пояснение актуально сегодня?

Пока парламентарии разрабатывали, рассматривали и принимали в первом чтении поправки к Закону “Об образовании в РФ”, учителя и родители “ломали копья” вокруг формулировок и смыслов документа и старались понять, не заставят ли первоклашек двигать парты, а старшеклассников – ремонтировать окна.

Напомним, до сих пор часть 4 статьи 34 Закона “Об образовании в РФ” запрещала привлекать ребят без согласия (собственного или родителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой. Теперь же эту формулировку из закона предлагается исключить. То есть труд “по умолчанию” становится основным правом учеников (статья 34 посвящена как раз их основным правам и мерам соцподдержки). А в статью 43 того же закона – про обязанности и ответственность школьников – вносятся правки: дети должны бережно относиться к школьному имуществу, поддерживать в классе и школе в целом чистоту и порядок, а еще – “участвовать в общественно полезном труде… направленном на формирование… трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда”. Последнее – абсолютно новый пункт.

Что такое общественно полезный труд, не раз поясняла глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, успокаивая тревожных родителей. Речь не о том, что дети будут заменять собой технический персонал – уборщиц или садовников. “Мы говорим в первую очередь о традиционных дежурствах в классе, столовой или раздевалке, о субботниках. О том, что после обеда нужно убирать за собой посуду, выкидывать мусор в урну… Это элементарные базовые вещи”, – отмечала Казакова в одном из интервью “РГ”. Так, по ее мнению, у детей, кроме полезных навыков, сформируется еще и уважение к “человеку труда”.

В пояснительной записке к законопроекту говорят и о том, что формирование правильного отношения к труду – длительный процесс, который необходимо начинать в детстве. Но сегодня “домашними питомцами” для многих детей наряду с кошками и собаками, а то и вместо становятся роботы: пылесосы, мойщики окон, да даже автоматические урны, которые реагируют на движение и сами открывают крышку. Пословица “Без труда не вытащишь рыбку из пруда” для современных детей теряет смысл?

– Не случится трагедии, если школьник примет участие в уборке класса после уроков по какому-то специальному графику дежурства или польет цветы, протрет доску, – говорит директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета профессор Александр Савенков. – Мы под воздействием какой-то ложной демократии в свое время избавили детей от этого, а зря. Конечно, нельзя забывать, что главный труд ребенка в – первую очередь учебный труд, то, что трудом у нас почему-то не принято считать. Но и базовые навыки самообслуживания, поддержания чистоты вокруг себя – все это необходимо. В Японии, например, дети приходят в школу на час раньше, чтобы прибрать класс к занятиям. Никто не чувствует себя ущемленным.

Помните советский мультфильм про домовенка Кузю? Моменты, когда мама хвалит дочку за помощь по дому: “Уже мусор вынесла? Умница, дочка!” или “Обед приготовила? Умница, дочка!” Для нас, детей, это был, как бы сказали сегодняшние дети, своего рода “мем”, фраза, означающая, что все сделано правильно. Размышления об участии школьников в труде цепляются и за воспоминания об уроках труда, которые были в школах чуть ли не до начала 2000 годов. Об уроках, где девочки учились шить и готовить, а парни – строгать и мастерить. Может, нужно все вернуть?

– Уже с конца 90-х годов XX века предмет “Труд” начал исчезать под натиском технологий, – рассказывает Александр Савенков. – И в конце концов преобразился в предмет “Технология”, где акцент оправданно стали делать на робототехнике, на высокотехнологичных вещах.

Главный труд ребенка, в первую очередь, учебный. Но и навыки поддержания чистоты вокруг себя – необходимы

Но неужели сегодня не надо учить девочку готовить, а мальчика – забивать гвозди? Илто не школьное это дело? Так или иначе в Минпросвещения сегодня думают о возвращении в школы уроков труда. Об этом уже заявил министр Сергей Кравцов. Скорее всего, это будет урок “Труда и технологии”. На нем, по словам министра, школьники получат возможность проявить себя, сделать что-то своими руками.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что и учителя, и родители просят депутатов, чтобы трудовое воспитание вновь стало неотъемлемой частью школьной программы. В начале июня Володин запустил опрос на эту тему в своем Telegram-канале. Вопрос звучал так: “Поддерживаете принятие закона об участии детей в общественно-полезном труде у себя в школе?” Подавляющее большинство (88%) проголосовавших ответили “да”, 10% высказались против, лишь 2% сказали, что им все равно.

Источник: Российская газета – Федеральный выпуск: №141(9086)

поделиться:

Читайте также: