Идея повысить максимальное пособие по безработице до МРОТ вызвала у муниципальных властей и работодателей в сельском хозяйстве резкую критику. Дескать, люди будут сидеть на пособии, а не придут зарабатывать тот же МРОТ тяжким трудом. Поэтому в новой версии закона о занятости пособия останутся прежними, но их начнут индексировать. А председатель ФНПР Михаил Шмаков предложил обучить чиновников из министерств основам соцпартнерства. Обо всем этом говорилось на очередном заседании РТК.
ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ 2.0
Заседание РТК 27 октября прошло в онлайн-режиме. Ключевым был, безусловно, проект закона “О занятости населения”, принятый в первом чтении 15 марта. А сейчас РТК рассматривает его перед вторым чтением: 19 октября комитет Госдумы одобрил проект к новому рассмотрению в Госдуме. Как сообщил депутат Андрей Исаев, рассмотрено несколько сотен поправок, рабочая группа рекомендовала принять 210. Самые важные из них: – норма о приоритетном трудоустройстве лиц, участвовавших в СВО (по мобилизации или контракту), а также членов их семей; – организация бесплатной выездной помощи гражданам в регионах – для подачи заявлений и сведений в службу занятости для оформления господдержки.
Перечень территорий для выезда будет устанавливаться региональным нормативным актом; – дополнение индивидуального плана содействия занятости гражданина данными о сроках выплаты пособия по безработице; – расширение перечня критериев подходящей для человека работы: опыт, форма занятости, расположение рабочего места, жизненные обстоятельства гражданина, имеющиеся у него ограничения жизнедеятельности, в том числе инвалидность.
По словам Исаева, наибольшие споры в группе вызвали размеры пособия по безработице. Авторы законопроекта предлагали установить минимальное пособие в размере 30% от МРОТ, максимальное – 100% от МРОТ. Но когда вносили проект, Владимир Путин еще не огласил свою позицию относительно необходимости опережающего роста МРОТ, требующего дополнительных затрат.
С 1 января МРОТ повысится на 18,5%, и получать такую зарплату будут 5 млн человек. – И возникает ситуация, когда людям и за работу, и за неработу будут платить одинаково, – говорит Исаев. – Нас критиковали руководители ряда муниципальных организаций и некоторые работодатели, в первую очередь работающие в сельском хозяйстве, говорили, что это будет дестимулировать людей, тогда как когда ряд регионов испытывает дефицит трудовых ресурсов. В связи с этим было принято компромиссное решение: закрепить в законе установленный сейчас уровень пособий, но установить правило, что с 1 февраля 2024 года пособие будет ежегодно индексироваться.
Кроме того, фиксация размера пособия в законе позволяет вернуться к этой теме при изменении социально-политической ситуации и ситуации на рынке труда. Сейчас в документе исправляют технически недоработки и вносят юридические поправки. По расчетам, в ноябре законопроект уже может оказаться в Госдуме на втором и третьем чтениях. И в ноябре же планируется внести проекты законов-спутников. Председатель ФНПР Михаил Шмаков выразил надежду на то, что работа над законами-спутниками будет строиться на тех же принципах, которые сейчас отработаны с законом о занятости: – Законопроект компромиссный, многие наши предложения учтены. Закреплено участие социальных партнеров в разработке и обсуждении нормативных правовых актов, госпрограмм в сфере занятости.
Включены и предложения о ежегодной индексации пособий по безработице. В качестве государственного направления в сфере политики занятости предусмотрена защита национального рынка труда. Закреплена новая категория получателей услуг – это граждане, находящиеся под риском увольнения. Но остались еще достаточно сложные вопросы, над которыми предстоит поработать и принять решение на следующем этапе. Это не только законы-спутники, регулирующие работу моряков, платформенную занятость, стажировки, наставничество.
Самая сложная тема – очистка законодательства от вопросов временного предоставления персонала, лизинга персонала. Тут сближение позиций идет медленнее всего. Наша позиция: временное предоставление персонала заключается в том, что трудовой договор должен заключаться непосредственно с предприятием, где работает персонал. А трудовой договор, которые они подписывают с кадровым агентством, должен быть на это время приостановлен. Из Налогового кодекса вообще надо убирать такую позицию, как лизинг персонала. Это реинкарнация рабовладения. Также отмечу, что индексация пособий по безработице – это хорошо, но не решает проблему низкой базы этих пособий. Над этим еще надо работать.
СКОЛЬКО В ГРАММАХ?
Стороны обсудили и проект изменений, предложенных к Положению о федеральном госконтроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства. И выяснилось, что в нем не так много конкретики, как хотелось бы видеть профсоюзам. – Проект постановления разработан в связи с продлением действия Положения о федеральном государственном контроле и надзоре до 31 декабря 2025 года.
Проектом устанавливаются целевые значения ключевых показателей на 2024 – 2025 годы и показатель потенциального вреда. При расчете используются показатели за три предыдущие года. Количество погибших и тяжело пострадавших – на основании данных Роструда. Численность легко пострадавших – на основании данных ПФР. А численность работающих в отрасли – на основании данных Росстата, – пояснил замминистра труда Алексей Вовченко. То, что данные берутся из разных источников, было не единственным смущающим пунктом.
Михаил Шмаков поинтересовался, нет ли парадокса в самих показателях: – Запланирован рост количества погибших от несчастных случаев на производстве на 2024 и на 2025 годы. Но при этом проектом запланировано снижение показателя потенциального вреда по ряду видов экономической деятельности… Как так может быть? Минтруд оправдывался: расчет, мол, по формуле, и какие она выдала цифры, такие и выдала, это объективные данные. – Насчет объективности у нас большие сомнения, – возразил председатель Росуглепрофа Иван Мохначук.
– Мы, профсоюз угольщиков, ведем учет, считаем всех погибших на территории наших предприятий. На сегодня у нас умерших 32: 10 умерли естественной смертью, а 22 погибли из-за нечастных случаев. 9 из последних погибли под землей, 13 – на поверхности. Но мы считали тех, кто погиб и на наших предприятиях, и в подрядных и субподрядных организациях, и погибших индивидуальных предпринимателей. Например, 6 сентября везли людей на шахту, перевернулся автобус, погибли люди. Два человека были из одной организации, еще один – из другой, еще трое – уже из третьей организации. Водитель – вообще непонятно, кто вез. Расследовал несчастный случай Роструд, общего акта нет, общей причины, приведшей к аварии, тоже нет. Каждая организация посчитала по-своему. А в принципе – это наше предприятие “Эльга”, туда везли людей, и должен отвечать работодатель, шахта. Он подписывает договоры подряда и субподряда, он нанимает этих людей на работу. Мохначук напомнил: после аварии на шахте “Листвяжная” уже обсуждалась необходимость единого учета несчастных случаев, и даже давалось поручение создать эту систему. Но таковая не появилась. Его поддержал Михаил Шмаков. В итоге вице-премьер Татьяна Голикова предложила на примере одного предприятия заставить все ведомства, отвечающие за сбор данных по травматизму, провести анализ и представить результаты на заседании РТК. Чтобы стороны соцпартнерства на основе этих данных могли сделать уже конкретные предложения по изменению и учета, и методики этого учета.
НУЖЕН ЛИКБЕЗ
Под конец заседания Михаил Шмаков предложил: провести в федеральных органах исполнительной власти (в министерствах и агентствах) обучение руководителей среднего звена основам соцпартнерства, со сдачей зачета. Профсоюзы предоставят экзаменаторов. А Иван Мохначук конкретизировал уровень заинтересованности функционеров в партнерстве: “Чиновники отвечают, что в их компетенцию не входит обеспечение социальной стабильности в трудовых коллективах”.
Работодатели неожиданно поддержали идею профсоюзов: “Или по крайней мере направлять в рабочие группы представителей, которые бы знали, что такое соцпартнерство. А то прямо в рабочих группах приходится давать ликбез по базовым положениям”. – У меня такой компетенции нет – принимать у них зачет по социальному партнерству, – рассмеялась Голикова. – Но я могу попросить Минтруд сделать письмо на имя каждого из руководителей федеральных органов исполнительной власти, входящих в структуру правительства. Объяснить, на какие вещи они должны обращать внимание при взаимодействии с социальными партнерами. – Как первый шаг было бы полезно, – пошел на компромисс Шмаков. – И будем смотреть, произойдут ли изменения в сознании.
Источник: https://solidarnost.org/articles/likbez-dlya-ministerskih.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©