Необходимо обратить внимание на проблему эффективности защиты трудовых прав и свобод граждан федеральной инспекцией труда. Об этом говорится в письме от Председателя ФНПР Михаила Шмакова к Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину. В письме отмечается, что из-за введения моратория постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 были отменены все плановые выездные проверки федеральной инспекции труда, а внеплановые проверки стали возможны только после согласования с органами прокуратуры и лишь в ограниченных случаях.
Председатель ФНПР указывает на отсутствие в Трудовом кодексе РФ разграничения трудовых прав граждан на те, которые подлежат защите путем надзора за соблюдением трудового законодательства, и на те, которые могут быть защищены лишь в особых случаях.
Отмечается, что мораторий на проверки негативно сказывается в том числе на выявлении случаев подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. «Факты неформальной занятости, в том числе в части подмены трудовых отношений гражданско-правовыми, выявляются в основном в ходе проведения мероприятий налогового контроля, так как деятельность федеральной инспекции труда затруднена из-за ограничений, введенными постановлением № 336», – говорится в письме.
Председатель ФНПР обращает внимание на то, что рост нестандартных форм занятости, внедрение новых технологий и бизнес-моделей могут привести к новым угрозам в сфере труда. В данном контексте защита трудящихся становится особенно актуальной. Как он считает, ограничительные меры в отношении федеральной инспекции труда подрывают возможности эффективной защиты трудовых прав работников и могут привести к угрозе жизни и здоровью людей, а также к социально-политическим проблемам.
В связи с этим, ФНПР обращается к Председателю Правительства РФ с просьбой:
– обеспечить неукоснительное соблюдение Конвенции Международной организации труда №81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» на территории Российской Федерации;
– отменить распространение действия постановления Правительства РФ №336 на федеральный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства;
– инициировать выведение федерального государственного контроля за соблюдением трудового законодательства из под действия федерального закона о государственном и муниципальном контроле.