• Севастопольская, 8
  • +7 (978) 995-10-50
  • fnpkrym@yandex.ru
  • Горячая линия: +7(978)995-10-50

  • Обращение ON-LINE

  • ВКонтакте

  • Одноклассники

  • Telegram

  • Viber

  • WhatsApp

  • YouTube

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДЛЯ МИЛЛИОНОВ ПЕДАГОГОВ. ИЗМЕНИТ ЛИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА ПОДХОД К НАЧИСЛЕНИЮ ЗАРПЛАТЫ УЧИТЕЛЯМ

Окт 15, 2024 | Судебная практика

“Российская газета” публикует постановление Конституционного суда, которое удовлетворяет жалобу учителя начальных классов Березниковской средней школы Архангельской области Елены Харюшевой. В чем суть?

Как уже писала “РГ” суд запретил руководителям образовательных учреждений включать в состав учительского оклада дополнительные выплаты.

Именно такая история случилась с Еленой Харюшевой: ее ставка в соответствии с региональным законодательством была ниже минимального размера оплаты труда, и руководство школы, чтобы не нарушать законодательство, решило дотянуть ее до минимального размера оплаты труда (МРОТ) за счет дополнительных выплат.

На бумаге все чисто и гладко, но на деле Елена Николаевна оказалась в ситуации, когда ее зарплата едва превышала МРОТ.

Ни она сама, ни ее коллеги по школе, честно говоря, до конца не верили, что решение будет в пользу педагога.

И Елена Харюшева, и Мария Синцова выступили не столько за себя, сколько за справедливость для миллионов российских педагогов

Елена Харюшева не пошла бы искать правду, если бы незадолго до этого в Виноградовском районе не случилось победного прецедента по аналогичному делу. В местный суд подала преподаватель той же школы Мария Синцова.

– Судья тогда принял положительное решение, и педагогу были выплачены полагающиеся деньги. А когда позже с тем же вопросом в районный суд обратилась Елена Харюшева, ей отказали. Она пошла дальше, – рассказала “РГ” глава Виноградовского профсоюза образования Марина Клишева.

Чем сейчас занята архангельская учительница? Счастливо продолжает учить детей? Увы, нет. После того как начался длительный судебный процесс, она, как, кстати, и ее коллега Мария Синцова, вынуждена была уволиться. Сейчас обе они на пенсии, хотя для учительства еще достаточно молоды и полны сил – обеим по пятьдесят с хвостиком. Но судебная нервотрепка сказалась не лучшим образом, и сейчас общаться с журналистами Елена Харюшева категорически отказывается. Зато про любимую учительницу с удовольствием рассказывают родители ее учеников.

– Елена Николаевна – чуткий, сильный педагог, – рассказала многодетная мама Виктория Репницына. – У меня старшие дети у нее учились. Дочь окончила техникум с красным дипломом, сын поступил на фельдшера. Любовь к знаниям была заложена в них именно первой учительницей. Она всегда поддерживала и детей, и родителей. Я очень бы хотела, чтобы Елена Николаевна вернулась в школу, а мои младшие дети учились именно у нее.

Что происходит с зарплатами педагогов, знают многие – это проблема не только Архангельской области, но и всей России. Если зарплата учителей выше МРОТ, считается, что она соответствует закону. Но также известно, что педагоги обычно берут значительно больше учебных часов, чем заложено в объем для минимального размера оплаты труда. Плюс к этому – исполняют обязанности, не входящие в должностные. В итоге если из учительского заработка вычесть все выплаты за превышения… получатся слезы.

И Елена Харюшева, и Мария Синцова по сути выступили не столько за себя, сколько за справедливость для миллионов российских педагогов.

Станет ли это резонансное дело толчком к пересмотру подходов к начислению зарплат педагогам? Из чего вообще сейчас состоит учительский доход? Это оклад и разные надбавки: региональные, муниципальные, федеральные (например, за классное руководство). Настолько разные, что педагоги разных школ в одном районе могут получать очень разные зарплаты.

Министр просвещения Сергей Кравцов не раз подчеркивал: зарплата учителя, несомненно, должна быть достойной, а еще прозрачной, чтобы каждый педагог понимал, как она начисляется. На Общероссийском родительском собрании в середине сентября министр подчеркнул: на оклады учителей должно идти не менее 70 процентов школьного фонда оплаты труда.

– Самое важное – это прежде всего повышение базовой ставки или оклада, – отметил Кравцов. – Оставшаяся треть – на стимулирующие и компенсационные выплаты. Нужно уходить от тех последствий девяностых годов, когда все зарплаты отдавали на уровень муниципалитета.

Кстати, с 1 сентября 2022 года в 6 регионах идет пилотный проект по введению новой системы оплаты труда педагогов. Цель: оклады – гарантированную часть зарплаты – должны привести к “общему знаменателю” и прописать схему начисления дополнительных выплат.

– Зарплата педагога – это базовая ставка – оклад и широкий набор надбавок, стимулирующих, компенсационных и иных выплат, – сообщали ранее в министерстве просвещения. – Средняя зарплата учителей в каждом регионе должна находиться на уровне не ниже средней по всем профессиям. Важно, чтобы любой учитель четко понимал, из чего формируется его доход, и был уверен в размере его гарантированной части. А сейчас в разных субъектах все по-разному, нет прозрачной схемы начисления надбавок и принципов учета различных выплат. С переходом на новую систему должен вырасти размер ставки – это поможет привлечь молодых специалистов. Появятся единый перечень выплат и обоснованная дифференциация по уровням квалификации.

Пилотный проект еще “в полете”. А учителям зачастую приходится прилагать максимум усилий, чтобы добиться не только внимания учеников, но и понимания, зарплаты и заботы.

Российская газета – Федеральный выпуск: №221(9463)

поделиться:

Читайте также:

Заказ обратного звонка

12 + 14 =